Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
20 Апреля 2024, 07:33:27
Начало | Помощь | Поиск | Войти | Регистрация
Новости: В ЖЖ Leon-spb67 подробно (но кратко) изложены события в Беслане 1-4 сентября 2004 года. Кому некогда или трудно "копаться" на форуме - прочтите там (по тэгу Беслан).

Факты и Мифы Беслана  |  Ссылки на дополнительную информацию  |  Фото-, видео и другие материалы (Модератор: Leon)  |  Тема: Дорога у Хурикау 0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Страниц: 1 Печать
Автор Тема: Дорога у Хурикау  (Прочитано 9034 раз)
Leon
Глобальный модератор
**
Offline

Сообщений: 6,482



« : 29 Июля 2010, 16:43:30 »

Генерал Геннадий Трошев в своей книге "Моя война" описывал нападение на колонну, совершенное на той самой дороге, где позже боевики проехали в Беслан:

16  апреля 1998  года  на  перевале  дороги  Малый  Малгобек  -  Старый
Батакоюрт,   вблизи  осетино-ингушской  административной   границы,   группа
боевиков почти в упор расстреляла колонну автомобилей, в  которых находились
генералы и офицеры Генштаба и Северо-Кавказского  военного округа с  группой
охранения.
     В  результате нападения из  двадцати  человек на месте  погибли четверо
военнослужащих, пятый скончался по  пути в больницу, восемь получили ранения
различной степени тяжести. Среди погибших: генерал-майор Виктор Прокопенко -
представитель  Главного оперативного  управления Генштаба, полковник  Сергей
Гречин   -  начальник  группы  Главного  управления  воспитательной  работы,
полковник   Виктор   Еремеев   -   заместитель   командира   соединения   по
воспитательной работе (СКВО), рядовые Виктор Олейников и Максим Шмальц.
     Получили  ранения:  генерал-лейтенант   Николай  Мухин   -  заместитель
начальника ракетных  войск и артиллерии МО РФ, полковник  Владимир Бандура -
заместитель  начальника  штаба  СКВО,  старший  лейтенант  Алексей  Чагин  -
командир разведвзвода, сержанты Дмитрий Волков и Виталий Гавриленко, младший
сержант Сергей Сапожников, рядовые Виктор Воеводин и Владимир Дрындин.
     В.  Бандура  после  тяжелейшего  ранения  около  двух  лет  пролежал  в
госпиталях, мужественно перенес все операции и сегодня продолжает  службу  в
звании  генерал-майора в штабе СКВО. От него  я  узнал  все  подробности тех
трагических  событий   на   перевале  Хурикау.  Приведу  "документированное"
свидетельство очевидца:
     "В  марте  1998  года я  был направлен в  Моздок  исполнять обязанности
заместителя  командующего  временной   оперативной   группировкой  войск  на
Северном Кавказе. Как раз в это  время  было  принято  решение  об  усилении
взводных  опорных  пунктов по  периметру административной границы  с Чечней.
Вместе  с  генералами  других  силовых   ведомств  мы  отрабатывали  вопросы
организации и  взаимодействия подразделений МВД и  Минобороны.  С  проверкой
должна была прилететь комиссия из Генерального штаба во главе с генералом А.
Квашниным.  Согласно  первоначальному  плану,   работать  им   предстояло  в
Дагестане, затем во Владикавказе и конечный пункт пребывания - Моздок.
     Получилось все наоборот. Самолет с генералами и офицерами  Генштаба сел
вначале  в  Моздоке  (Махачкала  из-за  непогоды   не  принимала).  Комиссию
возглавил  генерал Прокопенко. После обеда я предложил ему изменить график и
отработать намеченные вопросы сначала на  моздокском направлении, а затем  в
Дагестане. Виктор Григорьевич наотрез отказался и вскоре вылетел в Дагестан.
Проверку опорных пунктов, в  том числе и в районе перевала Хурикау, наметили
на 15 и 16 апреля.
     Через  несколько дней комиссия  вернулась в Моздок.  Вечером,  накануне
того  трагического   дня,   Прокопенко   провел  совещание:  определились  с
количеством  машин,  охраны.  Позже, в  более  узком кругу, уточнили детали.
Выезд наметили на 8 утра.
     Ближе  к  полуночи  15  апреля мне  пошли  какие-то непонятные  звонки.
Например,  приказали спланировать два вертолета  из  Моздока на Беслан. Стал
разбираться, кто именно поставил такую задачу.  Выяснил  вначале,  что якобы
звонил  заместитель  начальника  оперативного  отдела  58-й  армии  и  через
дежурного  передал распоряжение. Чье распоряжение? Непонятно. Сразу возникли
сомнения.  Почему  кто-то,  через кого-то  передает  непонятные команды. В 6
часов утра дежурный сообщил: все предыдущие команды  отставить,  действовать
по плану, принятому вечером.
     В 8 утра колонна в составе трех  машин -  двух  "уазиков"  и автобуса -
тронулась в путь. Погода стояла прекрасная. В головном  "уазике" на переднем
сиденье  рядом с  водителем  расположился я, сзади -  генералы  Прокопенко и
Мухин.  Хотел  еще  сесть  генерал Герасимов  (заместитель командующего 58-й
армии).
     -  Нечего трем генералам сзади  толкаться. Оставайтесь здесь,  мы скоро
вернемся, - сказал я Герасимову.
     В  этот  день  должны  были прилететь начальник  Генерального штаба  А.
Квашнин  и  командующий войсками округа  В. Казанцев.  Герасимов  остался их
встречать.
     Все  шло по плану. За нашей машиной двигался автобус с охраной. Замыкал
колонну "уазик". В нем находились водитель, рядовой В. Олейников, полковники
С. Гречин и В. Еремеев. Миновали милицейский КПП № 16. Еще тогда я удивился:
почему милиционеры нас не остановили, чтобы проверить документы? Сколько раз
проезжали  там  раньше  -  всегда останавливали,  а сейчас  беспрепятственно
пропустили.  Метров за  сто  до перевала  я остановил колонну.  Погода стала
портиться, спустился туман. Видимость - минимальная.
     Вышли из машин, перекурили. Я сказал, что осталось  метров пятьсот и мы
подъедем к опорному пункту, как только минуем перевал.
     Буквально  через несколько  минут после  того,  как колонна  продолжила
движение,  справа  и слева  от дороги  я увидел  людей в  черных  масках,  с
автоматами. Они  стояли  в  полный рост (по  6-7 человек с каждой  стороны).
Одеты в новую  камуфлированную форму серого  цвета. В руках у всех  автоматы
"Кедр", спецназовские, с глушителями.
     Почему-то  сразу  подумал:  по  нашу  душу.  Водителю  Володе  Дрындину
крикнул: "Дави!" Он свернул и стал давить тех, кто  слева стоял  на обочине.
Боевики  отскакивали в сторону.  Почти в  ту же секунду с  правой стороны по
"уазику" открыли огонь.  Я этого не видел, только  слышал.  Мне почти  сразу
пуля попала в ногу. Я попытался достать пистолет.  Не помню, стрелял или нет
(но когда  очнулся на  перевале внизу,  пистолет  был зажат  в руке). Хорошо
помню, как по обшивке салона цокали пули.
     - Уходи на перевал, - кричу водителю.
     И в тот же момент - сильный удар в спину. Потерял сознание...
     Позже мне  рассказали, что водитель  получил  три пули:  в руку, ногу и
спину. Превозмогая боль, он все-таки сумел вывести машину из-под обстрела  и
добраться    до    ближайшего    блокпоста   милиции.    Только    благодаря
самоотверженности этого  парня мы с Мухиным  остались  живы. Увы, Прокопенко
погиб.
     На  блокпосту  я  пришел  в сознание.  Лежал на земле.  Кто-то  пытался
разжать мне пальцы на  пистолете. Вижу:  Дрындин  в шоке - бегает  и материт
милиционеров. А съемочная группа НТВ снимает  на камеру  все происходящее. И
это  через   20-30   минут   после  нападения  на   колонну!   Поразительная
оперативность".

     Нет  сомнения, что  произошла  утечка информации  или  от  нас,  или из
Генштаба. Нападение боевиков было тщательно спланировано.
     Подтверждает  эту  версию  и  рассказ   офицера   Ген-штаба  полковника
Александра Степанова, находившегося в автобусе.
     "После  первых  выстрелов  группа  сопровождения  среагировала   сразу.
Разведчики  не  растерялись,  действовали  профессионально и  полностью  нас
прикрыли - ведь все мы были без  оружия. Поэтому только благодаря им в нашей
машине ни один офицер не погиб и не был ранен.
     Удивила,  конечно,  наглость  нападавших:  они  не  прятались, стояли в
полный  рост  и, очевидно, не ожидали получить  отпор.  А встретив  яростное
сопротивление, тут же скрылись.
     Но через  полчаса  после  боя (!)  в радиоэфире было  запеленговано  их
обращение к нам (!) с требованием сообщить о своих потерях! Такого хамства я
не упомню за всю историю войн...
     Горячка  после  боя  постепенно спадала. Начали  разбираться,  кто  где
находится, и вдруг обнаружили, что ни на одном из блокпостов нет "уазика", в
котором ехали офицеры-"воспитатели".  В  тумане  никто  не заметил,  куда он
пропал..."

     Детали  апрельской драмы  дополнил начальник медицинского пункта  полка
майор Валерий Французов:
     "Подняли по тревоге  бронегруппу, и  мы на МТЛБ  выдвинулись  на поиски
товарищей.  Показывать  дорогу вызвались я и трое  уцелевших разведчиков. Не
доезжая  до места, где было совершено  нападение  на колонну, остановились -
второй раз нарываться  на засаду не  хотелось. Решили,  что впереди, пешком,
пойдут разведчики, затем наша группа, а уже за ними три машины с милицией...
Через некоторое время после того, как старший лейтенант Чагин с подчиненными
ушли, впереди начался бой. Милиционеры, услышав пальбу,  запрыгнули в машины
и уехали обратно к блокпосту - драпанули. А мы знали, что там наши товарищи,
поэтому, не раздумывая, пошли им на помощь.
     Добрались до вершины сопки. Здесь пули прижали  нас  к  земле. Пришлось
быстро занять  оборону на возвышенности. Ответный огонь не открывали, потому
что из-за  сильного тумана не видели, куда стрелять, и могли попасть в своих
разведчиков... Когда  туман рассеялся и бой прекратился, мы  увидели ужасную
картину:   на  противоположной  вершине  сопки  стоит  БТР,  а  в  низине  -
покореженный  "КамАЗ" с  чеченскими номерами.  Подав бронегруппе сигнал  "не
стрелять", на МТЛБ начали спускаться вниз, к изуродованной машине. Навстречу
двинулся бронетранспортер. Тогда только мы поняли,  что боевиков здесь давно
уже нет: по нам вела огонь местная милиция..."

     Позднее  эту  картину  дополнили  некоторые   важные  детали:   старший
лейтенант  Чагин с  двумя  солдатами  остановил проходивший мимо  "КамАЗ"  с
песком,  чтобы на нем  продолжить  поиски пропавшего "уазика". Но  навстречу
вылетел милицейский БТР, и  милиционеры, не разобравшись  в ситуации, начали
палить из крупнокалиберного пулемета по машине, в которой были замечены люди
в камуфляже.
     Цена этого  недоразумения чудовищна: Алексей Чагин  и  сержант  Виталий
Гавриленко были ранены в ноги, а рядовой Максим Шмальц по дороге в госпиталь
от полученных ран скончался.
     Отправив раненых на попутной "санитарке", майор Французов  решил во что
бы то ни стало  найти пропавшую машину. И нашел "уазик" приблизительно в том
же месте, где колонна подверглась обстрелу. К сожалению, помощь запоздала. В
изуродованной  машине   уже   не  было  живых.  Спустя  четыре   часа  врач,
обследовавший тела  полковников  В.  Еремеева  и С. Гречина  и  водителя  В.
Олейникова, констатировал: "Нападавшие сделали контрольные выстрелы в голову
каждой из жертв".
     Позже  специалисты,  эксперты  установили  по  пробоинам  в  машинах  и
интенсивности огня, что боевиков было не больше десяти (как будто знали, что
колонна  пойдет  без  охраны).   По  всей  видимости,   засаду  организовали
профессионалы, которые продумали не  только расположение огневых точек, но и
пути отхода.  Поэтому, несмотря на  попытку группы быстрого реагирования МВД
сразу  же  оцепить  район и  организовать  с помощью  трех  вертолетов поиск
бандитов, тем удалось скрыться в Чечне, вне зоны досягаемости.
Сообщить модератору   Записан
Страниц: 1 Печать 
Факты и Мифы Беслана  |  Ссылки на дополнительную информацию  |  Фото-, видео и другие материалы (Модератор: Leon)  |  Тема: Дорога у Хурикау
Перейти в:  


Войти

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.10 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!